|       |       |   
 
РИК
Сегодня 5 мая 2014 года, понедельник

Система научной перспективы


15.07.2019

Основанная на принципах, не имеющих прямого отношения к художественному творчеству, она занимает в последнем подчиненную роль, являясь одним из изобразительно-выразительных средств. Она позволяет художнику более глубоко понимать возможности, которыми он располагает, и в зависимости от решаемой им художественной задачи либо соглашаться с ее рекомендациями, либо отклоняться от них. Чтобы в дальнейшем не возникало никаких недоразумений, следует еще раз напомнить, что настоящая книга посвящена только системе научной перспективы.

Когда в эпоху Возрождения родилась система научной перспективы, казалось бы, некая непогрешимая система, основанная на очевидных правилах геометрии и не менее очевидных свойствах глаза, то можно было ожидать, что она будет немедленно подхвачена всеми художниками. Но ничего похожего не произошло. Даже творцы этой системы нередко отклонялись от ее строгих правил. Более того, Антонио Филарете, например, определенно утверждал, что при известных условиях эта научно безупречная система дает изображения, не согласующиеся с естественным зрительным восприятием пространства. Совершенно аналогичные соображения можно и сегодня услышать из уст тех, кто преподает перспективу в художественных учебных заведениях. Здесь нередко утверждается, в частности, что «видеть перспективно» очень трудно, что этому надо учиться, что от строгих правил ренессансной перспективы следует отклоняться, если она дает слишком неестественное изображение, что ее надо рассматривать как «гибкую» систему, допускающую те или иные разумные нарушения ее принципов, и т. д.

Прежде всего следует заметить, что подобная «гибкая» система, в которой по ходу дела и по своему усмотрению художник то приближает, то удаляет свою точку зрения, многократно изменяет высоту горизонта или допускает еще какую-либо «вольность», перестает быть системой научной перспективы. Ведь понятие «научная система» всегда предполагает строгое соблюдение каких-то основополагающих принципов (в данном случае хотя бы тех, что показаны на гравюре Дюрера). Поэтому подобные «гибкие» системы (неясно, правда, можно ли их называть системами), являющиеся вполне разумными с практической точки зрения, следует относить к свободным, несколько неопределенным перспективным приемам, не имеющим научного характера. Это вовсе не значит, что они плохи, отнюдь. Но, не будучи точными и однозначными научными системами, они в настоящей книге рассматриваться не будут.





























Об Институте
Документы
Структура
Сибирский филиал
Санкт-Петербургское отделение
Научная деятельность
План 2012
Отчет 2011
Ученый совет
Для авторизованных пользователей
Конференции
Архив конференций
Публикации
Новые издания
Архив
Энциклопедии
Учебники и учебные пособия
Библиография
Журнал «Культура и искусство»
Аспирантура
Докторантура
Спецсоветы
Защиты диссертаций

Логин

Пароль

 

Архивный сайт РИК

 

Почтовый сервер @ricur.ru
(при заполнении формы
login — Ваш полный почтовый адрес)

 

 

 

Россия, 119072 Москва, Берсеневская наб. д. 18-20-22, стр. 3
Тел.: +7 (495) 959 09 08, факс: +7 (495) 959 10 17.  Эл. почта: riku@dol.ru

© Российский институт культурологии. 2008-2012.   © Авторы.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на ricur.ru обязательна.
Создание и поддержка — Сектор проблем научной информации РИК.