Об Институте
Документы Структура Сибирский филиал Санкт-Петербургское отделение План 2012 Отчет 2011 Ученый совет Для авторизованных пользователей Архив конференций Публикации Новые издания Архив Энциклопедии Учебники и учебные пособия Библиография Журнал «Культура и искусство» Докторантура Спецсоветы Защиты диссертаций
|
К.Разлогов
Российский институт культурологии: взгляд старожила
За время свой более чем 75-летней истории Российский институт культурологии (РИК) занял особое место в развитии отечественной культуры. Он родился в сложное, грозное время нашей истории, а его появлению предшествовали долгие поиски отечественной науки XIX — начала ХХ в. Оставаясь всегда сугубо российским институтом, он был повернут к решению проблем развития культуры отечественной провинции, к изучению культурного пространства на основе детального анализа «точек роста». 1940-е и 1950-е: от музейного дела к музееведению С самого основания Института его научно-исследовательская работа была направлена на решение проблем, имевших наиболее актуальное звучание для развития краеведческих музеев. Послевоенные сороковые годы памятны двумя знаменитыми сессиями Ученого Совета тогдашнего Научно-исследовательского института краеведческой и музейной работы, оказавшимися заметным явлением в развитии отечественного музееведения. Первая прошла в ноябре 1948 г. и по составу стала общесоюзной: в заседаниях участвовало около 300 человек из многих республик СССР. Музееведы определили это событие как переломный момент в развитии музейного дела страны — именно с этого времени музеи стали рассматриваться как учреждения научно-исследовательского характера. Вторая сессия была посвящена районным краеведческим музеям, и хотя она внесла очередной «вклад» в унификацию местных музеев, в ходе ее работы был поставлен вопрос о повышении профессионализма сотрудников данного типа учреждений культуры. Уже к 1949 г. в Институте заработали курсы повышения квалификации, положив начало практике профессиональной переподготовки в системе музейных учреждений России. Кроме того, с октября 1948 г. по решению СНК СССР началась разработка научных методов охраны недвижимых памятников истории и культуры, их реставрации и определения подлинности. С этого же времени в нашей стране стала осуществляться крайне важная работа по радикальному пересмотру значимости архитектурных форм историко-культурных объектов, по их включению в новые функциональные и, прежде всего, музейные системы. В далекие уже 1950-е гг. директором Института стал известный историк, профессор Г.А. Новицкий, сблизивший исследования Института и Кафедры музееведения исторического факультета МГУ. В результате образовался своеобразный научный треугольник: Истфак МГУ, Государственный Исторический музей и Институт музееведения, объединив специалистов, занятых в различных сферах музейного дела — практической, образовательной и научной. С этих пор исторический факультет МГУ регулярно пополняет коллектив Института своими выпускниками; к их числу принадлежала и Д.А. Равикович, проработавшая в Институте 45 лет и стоявшая у истоков концепции «Музейной энциклопедии». Этот период в истории Института связан и с деятельностью таких известных специалистов как П.И. Галкина, репрессированная и отсидевшая в сталинских лагерях, А.М.Разгон, двадцать лет проработавший в Институте и принявший активное участие в создании очерков по истории музейного дела. Итогом целенаправленной работы по созданию истории музейного дела России стали семь томов знаменитых «Очерков», опубликованных уже в 1960-е гг. В 1955 г. вышла коллективная монография «Основы советского музееведения», начала издаваться серия работ А.И. Михайловской по экспозиционной деятельности музее. Сегодня практически нет ни одной диссертационной работы или монографического исследования, так или иначе не затрагивающих основные положения этих трудов, созданных в стенах Института. 1960-е и 1970-е: от музейного мира к сфере культуры С 1960–70-х гг. в нашей стране с учетом международного опыта и, прежде всего, дошедших до специалистов программ ЮНЕСКО, ИКОМа, ИКОМОСа и других международных организаций, историко-культурные объекты стали рассматриваться как структурные звенья, соединяющие нас с прошлым во всем культурном богатстве и разнообразии. Потребность выстраивать широкие культурно-исторические связи на конкретных территориях повлекла за собой написание определенных работ по стратиграфии памятников истории культуры и потребовала детального изучения отечественной региональной культуры. Путь отечественного музееведения не был простым. На совести исследователей Института были проекты, в результате осуществления которых музеефицированный памятник уходил за пределы жизненного контекста конкретного «месторазвития», и только в 1970–80-е гг., в ходе научно-реставрационных исследований стал утверждаться средовой подход к сохранению историко-культурных объектов. Необходимость введения широкого культурного контекста в анализ объектов культуры заставила Институт искать свои пути в более широких сферах. В 1970г. он стал именоваться Научно-исследовательским институтом культуры, и его возглавила доктор исторических наук Т.А. Кудрина, проработавшая в здесь до начала 1980-х гг. В соответствии с духом времени ведомственную науку ориентировали на решение прикладных задач, а результаты исследовательской работы Института должны были служить основанием для принятия управленческих решений в отрасли культуры. В Институте получили развитие экономические и социологические исследования, изучалась деятельность массовых культурно-просветительных учреждений, планирование и прогнозирование развития учреждений культуры, взаимоотношения государственных и общественных организаций в области охраны и использования памятников. Тогда же трудами докторов философских наук Н.С. Злобина, Э.А. Баллера и М.Б. Туровского стали создаваться работы, посвященные теории культуры. 1980-е: от отраслевых исследований к культурологии 1980-е гг. вошли в историю Института как новый, серьезный подъем. Во главе Института встал доктор философских наук, профессор В.Б. Чурбанов, а сам Институт продолжал стоять «на страже» интересов отрасли, решая ее практические задачи. Так, например, благодаря деятельности Института при Министерстве культуры была создана и успешно работала отраслевая социологическая служба. В те же годы установилась прочная связь с Академией наук СССР и особенно с отделениями истории, языка и литературы. Институт получил известность как центр распространения деловых игр; сюда пришли новые сотрудники, открывшие перспективные направления исследований: управление, социальное проектирование (в недрах которого стало выстраиваться и музейное проектирование), комплексные проблемы развития российских городов, информационная деятельность. В этот же период впервые появились работы, использующие понятие «культурология»: в одном из сборников Института была опубликована статья Э.А. Чамоковой под названием «Культурологический подход в информатике». В 1980-е гг. были опубликованы серии работ по методологии и методике исследования культуры (под редакцией Я.С. Капелюша), проблемам социального проектирования (под редакцией Д.Б. Дондурея), по вопросам качества городской среды (под редакцией В.Л. Глазычева), развития народного творчества (под редакцией Н.Г. Михайловой), а также сохранения и возрождения фольклорных традиций (под редакцией А.А. Банина) и ряд других. Музееведение и изучение наследия по-прежнему оставались ведущими направлениями в деятельности Института, но, по сути, это были уже качественно иные исследования. Масштабное социологическое обследование «Музей и посетитель», проведенное в 22 регионах России, позволило рассмотреть проблему музея в широком социокультурном контексте. Сборники трудов «Музееведение: вопросы теории и методологии» (под редакцией В.Ю. Дукельского) и «На пути к музею XXI века: региональные проблемы развития музейного дела» (под редакцией Н.А. Никишина) получили широкий резонанс в профессиональном сообществе. Были подготовлены и опубликованы «Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР» по многим регионам России, ныне ставшие уже библиографической редкостью. После вынужденного длительного перерыва был воссоздан Специализированный совет по защите диссертаций в области музееведения, ставший первым в России. 1990-е: культурология теоретическая, историческая, прикладная
Перечисленные выше исследования, как и деятельность Института в целом, практически подготовили его переход к постановке и изучению проблем культурологии. Институт продолжил свою работу под руководством доктора искусствоведения, профессора
Особенно активно в первой половине 1990-х гг. развилось новое для Института, возглавленное доктором философских наук Э.А. Орловой направление, включившее социально-культурную антропологию и анализ модернизационных процессов в России. Под руководством доктора философских наук О.К. Румянцева ярко заявило о себе и направление, связанное с теорией культуры, в рамках которого была опубликована уникальная серия сборников «Постижение культуры». Отдельное направление исследований составило изучение теории и истории художественного процесса, возглавленное К.Э.Разлоговым.
Проблемы истории культуры России не могут быть правильно поняты и оценены без учета современных подходов к изучению, сохранению и использованию культурного наследия. Это собственно и есть предмет исторической культурологии, которая выросла в важнейшее направление работы Института (руководитель — доктор культрологии
Новый импульс получили прикладные исследования: к числу важнейших направлений в этой области можно отнести анализ культурной политики, а также изучение проблем социализации и инкультурации. Под руководством К.Э. Разлогова было начато изучение массовой и экранной культуры; важным этапом в истории Института стала подготовка Доклада по национальной культурной политике, ознаменовавшего вступление России в Совет Европы (1996). Во второй половине 1990-х гг. была осуществлена серия работ по музейной педагогике (М.Ю. Юхневич) и создан Научно-методический центр по проблемам социальной педагогики (руководитель Р.В.Соколов). Весьма популярным среди молодых ученых страны стал Научно-образовательный центр РИК, узнаваемый по своим научно-практическим конференциям и семинарам для молодых ученых «Науки о культуре — шаг в XXI век» (руководитель — доктор философских наук И.М. Быховская). Как и прежде, Институт остается детищем российской гуманитарной интеллигенции, местом научных поисков и свершений Человека гуманитарных знаний. В различных областях научной деятельности его исследовательских коллективов формируются многообразные подходы к решению современных проблем в изучении культурных процессов. При всей разнородности источников и методологий ведущихся исследований их взаимодействие, взаимовлияние и взаимозависимость превращают культурологию в самостоятельную отрасль знаний. Акцент на пограничных явлениях делает культурологию наиболее перспективной и современной в совокупности социальных и гуманитарных наук — наук об обществе и человеке в прошлом и настоящем. Исследования института отражают различные точки зрения на ряд современных процессов в культуре. Объединяет же их представление о том, что одним из фундаментальных явлений современности является глобализация, а ее основанием — информационные технологии, ведущие к становлению информационного общества. Поэтому исследовательские стратегии необходимо направить на анализ динамики культурных форм, развитие культуры во времени и изучение культурного опыта.
В рамках направления
Культура и человек, как носитель памяти поколений, формы и способы отображения этой памяти на современном этапе в России и за ее пределами, охрана культурного наследия как составная часть культурной политики страны, общее и особенное в развитии «русского мира», особенности его сакрального пространства в контексте различных этапов исторического бытия России составляют основу исследований, проводимых в рамках направления
В рамках научного направления
В работе Института начало столетия ознаменовалось реализацией ряда крупных издательских проектов. В 2005 г. началась публикация многотомной серии «Энциклопедии культурологии», в которой к настоящему времени вышли два тома:
Институт выступает как центр, объединяющий культурологов — исследователей и преподавателей вузов. Осенью текущего года в Санкт-Петербурге состоится уже
Совокупность основных направлений научных исследований, существующих в Институте и объединяющихся под общим понятием «культурология», обогащается и развивается благодаря знаниям и подвижническому труду его сотрудников. Они — главная составляющая Российского Института культурологии, их работы сделали многое для трансформации культурологии в самостоятельную область знания. Это наше научное достояние. Э.А.Шулепова
|
|