|       |       |   
 
Об Институте
Сегодня 12 января 2012 года, четверг
Об Институте
Документы
Структура
Сибирский филиал
Санкт-Петербургское отделение
Научная деятельность
План 2011
Отчет 2010
Ученый совет
Для авторизованных пользователей
Конференции
Архив конференций
Публикации
Новые издания
Архив
Энциклопедии
Учебники и учебные пособия
Библиография
Аспирантура
Докторантура
Спецсоветы
Защиты диссертаций

Логин

Пароль

 

Архивный сайт РИК

 

Почтовый сервер @ricur.ru
(при заполнении формы
login — Ваш полный почтовый адрес)

 

 

Теоретическая и прикладная культурология
  

Сектор философских проблем культуры
  

  Сектор был создан в 1972 г . как сектор теории культуры, ориентированный на социологию, и три года спустя, когда его возглавил Н.С.Злобин, занялся разработкой проблем теории культуры. В 1984 г . сектор сменил название и руководителя: заведующей сектором «методологических проблем культуры» стала Т.В.Томко. н а официальной (и неформальной) основе Тамара Владимировна привлекла к работе коллектив, сложившийся в 1960–70-ые гг. при кафедре философии Второго Московского мединститута (Ф.Т. Михайлов, М.Б. Туровский, Л.С.Черняк, В.В.Сильвестров, Р.Ю.Юхананов, О.К.Румянцев, А.Ю. Шеманов, А.Г.Григорьев и др.). Коллектив сектора сосредоточился на исследованиях взаимоотношений философии и социологии культуры, а также методологических оснований культурологии; некоторые результаты работы были представлены в сборнике «Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры» (М., 1988). После некоторого перерыва в работе стараниями Т.В.Томко подразделение возродилось как сектор философских проблем культуры, а в 1990 г . начал выходить ежегодник «Культура. Традиции. Образование», позднее получивший новое название — «Постижение культуры».

  В 1992 г . сектор возглавил Н.С.Злобин и была заявлена оригинальная концепция культурологических исследований, резюмирующая многолетнюю работу коллектива, строившуюся в 1992–1994 гг. вокруг семинара «Философское обоснование культурологии», которым руководил М.Б.Туровский. С 1993–1995 гг. оформилось генеральное направление исследований сектора и его нынешний состав. Седьмой выпуск «Постижения культуры» (М., 1998) сделал коллектив редколлегии ежегодника лауреатом премии Министерства культуры Российской Федерации.

Последние несколько лет работы сектора концентрируются вокруг проблем самоидентификации в культуре, европейского проекта времени, вокруг культурной преемственности, а также философских и культурологических основание современного гуманитарного образования. Этапной работой стала «Теоретическая культурология» — первый из серии томов «Энциклопедии культурологии» (М., 2005). Ежегодно проводятся «круглые столы», посвященные злободневным проблемам современной культуры, и продолжается начатый еще в 1992 г . семинар по философским проблема культуры. Коллективом сектора разработан и читается курс лекций для аспирантов Института (по философии науки и социогуманитарного знания с учетом культурологической специфики), сектор связан договорами о творческом сотрудничестве с рядом институтов Москвы и других городов России, а его сотрудники активно участвуют в российских и международных конференциях.

Сегодня сотрудники сектора сконцентрировали внимание на анализе исторических оснований глобального сдвига в культуре, начавшегося как кризис европейского рационализма, и специфике этих изменений в России. Соответственно этому тематика наших исследований представлена проблемами образования, самоидентификации, онтологии и генеалогии культуры, множественности и единства культуры, ее креативной природы, соотношения мифологии, философии, религии и науки как форм знания, проблемой понимания истории как культурной, а истории культурологии — как преемственности представлений людей об их собственной культуре.

Основной темой 2007–2009 гг. стала «Культурная преемственность эпох и поколений в свете постсовременности». Культура как освоение человеком мира рассматривается как дело самопознания людей и, вместе с тем, как процесс исторический, поскольку люди осваивают мир своей жизни всегда гранично, конкретно. Человеческие цели выступают границами такого освоения, и по ту их сторону остается еще не освоенный деятельностью мир. Достигнутая цель оказывается своего рода критерием ее действительности, но, вместе с тем — в своей конкретности — обнажает все заложенные в универсальной цели недостатки и неопределенности.

Ситуация целеполагания оказывается неустранимо противоречивой, потому что каждый раз разрешение противоречия оборачивается воссозданием его в качестве новой проблемы. Впервые человек осознает самого себя субъектом разрешения этого противоречия именно на пути философского знания, и этот путь состоит в том, что человек сопоставляет себя в качестве субъекта культуры с миром как универсумом. Продуктивность такого сопоставления как раз и заключается в объективировании человеком своей субъективности. Философское знание противопоставило субъекта и объект, создав таким образом возможность соотнесения во времени объекта и знания о нем. Знание стало не абсолютной данностью, но процессом, а в теории познания обрела свое место идея преемственности.

Развивая концепцию имманентного упорядочивания мира, философия и сама изменялась во времени — как отображение самопонимания человеком себя в качестве субъекта, шаг за шагом вписывающегося в универсум. При этом и человек, и универсум в результате взаимодействия взаимоизменялись, что придало философии всемирные масштабы значения саморазвивающегося прогноза исторических судеб человечества. Конечно, этот прогноз несет на себе всего лишь вероятностный характер (усиливающийся в меру его долгосрочности).

Противоречие завершенности и открытости философских концепций все более утверждается в качестве методологического основания принципа историчности философии. Говоря о преемственности, важно отметить определенный сдвиг во временном развитии философской проблематики, направленный в сторону все большего выдвижения в ее центр проблем человека и сближения с актуально-исторической проблематикой. Такой сдвиг в современности особенно отчетливо знаменуется так называемыми глобальными проблемами, в которых представлены непосредственные интересы человечества как единого целого.

ХХ в. ознаменовался расхождением двух ветвей самосознания – естествознания, ориентированного на объектную математическую логику, и философии культуры, направленной к субъектному общению, что не могло быть продуктивным, лишая научную деятельность проблематики общительной связи и погружая философию культуры в неотягощенное логикой, собственно художественное творчество. Отказ от такого размежевания требует пересмотра вопроса о преемственности знания. Проблема множественности культур (самосознаний, самоидентичностей) ставит перед европейской культурой задачу: сохраняя свою уникальность, не отождествляться ни с какими формами исторических общностей, то есть — стать универсальной. Решение этой задачи, по нашему мнению, предполагает необходимость заново переформулировать проблему преемственности европейской философии и культуры.

 

     Заведующий сектором

Румянцев   Олег Константинович
доктор философских наук, Заслуженный работник культуры Российской Федерации
      

     Сотрудники

Богатырева Елена Анатольевна
ведущий научный сотрудник, доктор философских наук

Визгин Виктор Павлович
старший    научный сотрудник, доктор философских наук, действительный член Нью-Йоркской Академии наук

Захарченко Елена Георгиевна
старший научный сотрудник
 

Кудря Дмитрий Петрович
старший   научный   сотрудник

Межуев Вадим Михайлович
главный научный сотрудник, доктор философских наук, профессор, действительный член Международной Академии наук 
 

Моисеев Вячеслав Иванович
главный научный сотрудник, доктор философских наук, профессор

Огурцов Александр Павлович
ведущий научный сотрудник, доктор философских наук

Орлов Олег Александрович
научный сотрудник

Файбышенко Виктория Юльевна
старший научный сотрудник, кандидат философских наук

Шеманов   Алексей Юрьевич
ведущий научный сотрудник, доктор философских наук
      

     Публикации

Теоретическая культурология / Федерал. агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т культурологии ; отв. ред. О.К.Румянцев ; ред. А.Ю.Шеманов. — М. : Деловая кн. : РИК : Акад. Проект, 2005. — 624 с. — (Энциклопедия культурологии / гл. ред. серии К.Э.Разлогов ; [т. 1]). — Указ.: с. 589-621.

*    *    *

Антропология субъективности и мир современной коммуникации : сб. ст. / М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии ; отв. ред. А.Ю. Шеманов. — М., 2010. — 384 с.

Метаморфозы разума в европейской культуре: к философским истокам современных проблем образования / О.К.Румянцев, М.Б. Туровский, Л.С. Черняк, А.Ю. Шеманов ; Рос. ин-т культурологии ; отв. ред.О.К. Румянцев. — М. : Прогресс-Традиция, 2010. — 648 с.

Судьба европейского проекта времени : сб. ст. / Рос. ин-т культурологии ; отв. ред. O.K. Румянцев. — М. : Прогресс-Традиция, 2009. — 720 с.

В перспективе культурологии : Повседневность. Язык. Общество / Федерал. агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т культурологии ; отв. ред. О.К.Румянцев. — М. : РИК : Акад. проект, 2005. — 528 с. — (Постижение культуры ; вып. 12). — (Технологии культуры).

Логос живого и герменевтика телесности : посвящ. памяти С.В.Мейена и М.Б.Туровского / Федерал. агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т культурологии ; редкол.: О.К.Румянцев (отв. ред.) и др. — М. : РИК : Акад. проект, 2005. — 720 с. — (Постижение культуры : [ежегодник ; вып. 13-14]). — (Технологии культуры).

Хайкумена : альманах поэзии хайку = Haikumena : haiku poetry almanac. Вып. 1-3 / Рос. ин-т культурологии ; отв. ред.: Д.П Кудря и др. — М. : РИК, 2003-2007. — Текст: рус., англ., яп.

  Наверх

Вернуться в раздел

Россия, 119072 Москва, Берсеневская наб. д. 18-20-22, стр. 3
Тел.: +7 (495) 959 09 08, факс: +7 (495) 959 10 17.  Эл. почта: ricur@ricur.ru

© Российский институт культурологии. 2008-2011.   © Авторы.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на ricur.ru обязательна.
Создание и поддержка — Сектор проблем научной информации РИК  написать письмо
Все замечания и пожелания присылайте администратору сайта